структурализм

  • 97ВЕЙДЛЕ —         Владимир Васильевич (1895 1979) философ эстетик и теоретик искусства, наиболее значит, из мыслителей такого профиля в постреволюционной рус. эмиграции. В. посвятил эстетике (наряду с худож. критикой) почти всю свою творч. жизнь,… …

    Энциклопедия культурологии

  • 98ДИФФУЗИОНИЗМ —         теоретическая модель историко культурного процесса; методология культурологич. и культурантропологич., этногр. исследований. Д. зародился во вт. пол. 19 в. в Германии и Австрии. После Второй мир. войны его влияние ослабевает, получают… …

    Энциклопедия культурологии

  • 99ЗНАК —         материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. 3. является осн. средством культуры, с его помощью… …

    Энциклопедия культурологии

  • 100ИСКУССТВО —         форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Эстетич. отношение к миру предпосылка худож. деятельности в… …

    Энциклопедия культурологии

  • 101ЛЕЙДЕНСКАЯ ШКОЛА —         одно из ведущих структуралистских направлений совр. зап. этнологии и культурной антропологии. Возникла и развивается в Лей ден. ун те в Нидерландах. В наст. время исследования в рамках этого направления проводятся также в Свободном ун те… …

    Энциклопедия культурологии

  • 102ЛОТМАН —         Юрий Михайлович (1922 1993) литературовед, культуролог, искусствовед, семиотик, глава тартуско московской структурно семиотич. школы гуманитарных исследований. Отец известный адвокат, в к. 20 х гг. отказавшийся от практики в связи с… …

    Энциклопедия культурологии

  • 103ПАРАДИГМА —         образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. “Структура научных революций” (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного сооб ва проблем и решений.         П.… …

    Энциклопедия культурологии

  • 104РИКЁР —         (Ricoeur) Поль (р. 1913) франц. философ, представитель феноменологич. герменевтики, проф. ун тов Страсбурга, Парижа, Чикаго, член директората журналов “Espirt” (“Дух”) и “Christianisme social” (“Социальное христианство”). В своем… …

    Энциклопедия культурологии

  • 105СЕМИОТИКА —         (семиология) (от греч. знак)         наука о знаках и знаковых системах, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой лингвистич. и нелингвистич. коммуникации.         Совр. С. получила исходные импульсы в трудах амер. философа Ч.… …

    Энциклопедия культурологии

  • 106СИМВОЛ —         (от греч. знак, примета)         1) в искусственных формализованных языках понятие, тождественное знаку; 2) в эстетике и философии искусства универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством содержат,… …

    Энциклопедия культурологии

  • 107СОССЮР —         (Saussure) Фердинанд де (1857 1913) швейц. языковед. Получил классич. образование. Уже в школьные годы проявлял интерес к вопросам языка, самостоятельно изучал санскрит, но в 1875, под влиянием семейных традиций, отдававших предпочтение… …

    Энциклопедия культурологии

  • 108СТИЛЬ —         устоявшаяся форма худож. самоопределения эпохи, региона, нации, социальной или творч. группы либо отд. личности. Тесно связанное с эстетич. самовыражением и составляя центр, предмет истории лит ры и искусства, понятие это, однако,… …

    Энциклопедия культурологии

  • 109СЮРРЕАЛИЗМ —         (франц. “сверх реализм”, “над реализм”)         направление в лит ре и искусстве, возникшее во Франции благодаря деятельности группы писателей и художников под руководством поэта Андре Бретона (1896 1966). Первым сюрреалистическим… …

    Энциклопедия культурологии

  • 110ТАРТУСКО-МОСКОВСКАЯ ШКОЛА —         направле ние в отеч. (русскоязычной) семиотике, лингвистике, лит ведении, культурологии. На основании того, что в рамках данной школы осуществлялось применение структурно семиотич. методов к анализу языков культуры и культурных текстов,… …

    Энциклопедия культурологии

  • 111ЧЕЛОВЕК —         особый род сущего, творец исторического развития, культуры, субъект социального творчества. Ч. биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия, обладающее …

    Энциклопедия культурологии

  • 112ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА —         древнейшая и неотъемлемая часть общей культуры человечества; содержит систему самых общих представлений о происхождении, строении и мировом порядке (слово “эзотерический”, т.е. внутренний, эсотерикос, означает тайное, сокровенное знание,… …

    Энциклопедия культурологии